16-07-2023
Авторефрижера́торы — автомобили, прицепы и полуприцепы с теплоизолированными (изотермическими) фургонами, снабженные холодильными установками, поддерживающими в грузовом отсеке заданный температурный режим. Изотермические фургоны изготавливают из бескаркасных сэндвич-панелей, а каркасные фургоны утепляют пенопластом или другими теплоизоляционными материалами. Первоначально рефрижераторы для поглощения тепла использовали лёд. Сегодня рефрижераторы используют холодильную установку, или фазоизменяемый материал в эвтектических установках. В зависимости от размеров авторефрижератора его холодильная установка может использовать компрессор, непосредственно установленный на двигателе автомобиля, работать от электромотора, включенного в электросистему автомобиля, либо иметь собственный бензиновый или дизельный двигатель[1].
Массово трейлеры, оснащенные холодильным оборудованием, стали применяться в 1950-х годах, позволив доставлять продукты в замороженном виде непосредственно в магазины[2].
В мире на 2002 год используется около 1,2 млн авторефрижераторов[3]. Значительная часть дальних перевозок по автодорогам выполняется с помощью полуприцепов, оснащенных собственной холодильной установкой.
В холодильной системе в замкнутом контуре циркулирует под давлением хладагент, который находится в состоянии или газа или жидкости. Как правило, в качестве хладагента на авторефрижераторах применяют фреоны R-134a, R-22, R-404a. Процесс перехода фреона из жидкого состояния в газообразное и наоборот сопровождается поглощением или выделением тепла. Тепло поглощается внутри фургона и выделяется во внешнюю среду, при этом происходит охлаждение рабочего объёма фургона.
Авторефрижераторы требуют загрузки только предварительно охлажденных грузов. Поэтому применяются специализированные охлаждаемые доки (refrigerated shipping dock), находящиеся между стационарным холодильником и автомобилем. Для замороженных грузов в доке поддерживается стабильная температура около 1,5 градусов Цельсия, для охлажденных — порядка 4-7 градусов.[4]
Перевозка грузов обычно осуществляться в пакетированном виде на поддонах (европаллетах). Это необходимо для создания условий для циркуляции холодного воздуха вокруг груза.[5]
Рефрижератор (автотранспорт).