18-10-2023
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
13-й округ Парижа, Arrondissement des Gobelins — один из двадцати округов Парижа. Ранее здесь проживали в основном семьи рабочих, сейчас округ известен парижским чайна-тауном, множеством многоэтажек и мало интересен туристам. 13-й округ также знаменит новыми зданиями Национальной библиотеки Франции и недавно отстроенным деловым кварталом Paris Rive Gauche.
Содержание |
13-й округ расположен на левом берегу Сены. Он граничит на западе с 14-м, на севере с 5-м округами. В восточной части округ отделён Сеной от соседнего 12-го округа. Площадь округа составляет 7146 км².
По данным 2005 года в 13-м округе проживают 177 900 человек при плотности населения 24 882 чел/км². Это составляет 8,3 % парижского населения.
Год |
Население | Плотность населения (чел/км²) |
---|---|---|
1962 | 166 709 | 23 329 |
1968 | 158 280 | 22 149 |
1975 | 163 313 | 22 854 |
1982 | 170 818 | 23 904 |
1990 | 171 098 | 23 943 |
1999 | 171 533 | 24 004 |
Округ, как и все округа Парижа, состоит из четырёх кварталов:
С 2001 года мэром округа являлся представитель Социалистической партии Франции Серж Блиско. В марте 2008 года ему на смену пришёл его товарищ по партии Жером Кумэ (Jérome Coumet).
13-й округ возник в 1860 году при расширении границ французской столицы. Он состоит из частей старого 12-го округа и бывших коммун Жантийи (Gentilly) и Иври-сюр-Сен. Номер 13 достался округу потому, что возникший одновременно с ним 16-й округ не захотел брать этот несчастливый номер.
13-й муниципальный округ стал свидетелем некоторых важных технических открытий. Так, пионеры авиации Пилатр де Розье и маркиз д’Арланд приземлились здесь 21 ноября 1783 года на холме Бют-о-Кай. С середины XIX до ХХ века в 13-м округе активно развивалась индустрия: в 1891 году рядом с Porte d’Ivry была открыта первая автомобильная фабрика в мире Панар-Левассор. Также здесь обосновалась шоколадная фабрика Lombart, а фабрики Say и SUDAC снабжали Париж сжатым воздухом.
Расположенная на юге площади Италии часть округа подверглась во второй половине XX века значительным изменениям. До второй мировой войны Cité Jeanne d’Arc (Boulevard Vincent-Auriol) был частично обновлен. Также другие части округа, негативно влияющие на здоровье парижан, были отреставрированы: 13-й (Boulevard Auguste-Blanqui) и 4-й (вокруг Place Nationale) блоки и район Bièvre. Однако важнейшим проектом стал так называемый проект Italie 13. Вдохновленные урбанистичными теориями Ле Корбюзье, районы вокруг Бют-о-Кай, Rue Nationale, Boulevard Vincent-Auriol вплоть до Porte d’Italie должны были преобразиться. В итоге в этой части округа возникли многоэтажные здания высотой 30-100 м, особенно в районе des Olympiades.
Ко времени, когда проект Italie 13 был прерван, в середине 70-х годов XX века, здесь поселились первые беженцы из Вьетнама, которые нашли присталище в новых, большей частью незанятых высотках. Следующая волна беженцев и иммигрантов из юговосточной Азии, преимущественно из Камбоджи и Лаоса и чуть позже из Китая, превратили южную часть округа в азиатский квартал Парижа (Quartier asiatique), однако избежав образования гетто, как в других чайна-таунах.
Другой крупный проект в восточной части округа начался в начале 90-х годов со строительства Национальной библиотеки Франции и нового квартала Paris Rive Gauche вдоль Сены. Отделённый от остальной части округа железнодорожными путями Аустерлицкого вокзала, квартал был соединен с противоположным берегом с помощью 14-й линии метро и открывшимся в 2006 году пешеходным мостом имени Симоны де Бовуар.
В дальнейшем квартал должен занять часть берега от Аустерлицкого вокзала до кольцевой дороги, что является одним из крупнейших строительных проектов Франции.
Метро: линии 5, 6, 7, 14
RER: линия C
Трамвай: линия Т3
Аустерлицкий вокзал, связывающий Париж с южной частью Франции.
XIII округ Парижа.